1. Мыс Бурхан: глава шаманов и спящий дракон
Бурхан, он же — скала Шаманка, находится на острове Ольхон, в самом центре Байкала. Внушительная скала с двумя вершинами густо укрыта красноватым лишайником. Растения тут обвивают и вход в тайную сквозную пещеру, которую, по преданиям, мог посещать только настоящий шаман. Ещё в летописях мыс упоминается как место пребывания хозяина Ольхона и властителя местных земель — Ойхони эжен Хана Хото бабая. Могущественного духа, который спустился на землю, чтобы наблюдать за людьми. Почитание его было так велико, что местные жители спешивались с коней, или обвязывали им копыта кожей, чтобы лишний раз не шуметь, только завидя остров с мысом. «О замечательном суверенном страхе, который ольхонские буряты питают к пещере» на Бурхане писал ещё исследователь Владимир Обручёв. Сейчас на мысе установлены сэргэ — коновязи, украшенные лентами и обрывками ткани. Некоторые верят, что во время великих праздников духи-нойны и сегодня спускаются с небес и привязывают к таким столбам скакунов. Таинственности Бурхану придаёт и местный дракон. Огромный ящер — отложения красноватой породы — притаился с западной стороны скал, у воды. Лучше всего смотреть на него издали.
2. Гора Жима и мыс Ижимей: глубина и «детектор лжи»
Байкальским Олимпом можно назвать гору Жима на мысе Ижимей. Самая высокая точка Ольхона, возвышающаяся на 1276 метров над уровнем моря, находится над самой глубокой впадиной Байкала и считается его географическим центром. Скалы, покрытые низкорослыми растениями, срываются тут прямо в воду, но вода так прозрачна, что просматриваются они почти до дна. Местные верили, что на этой территории обитают боги и духи: даже название «Ижимей» происходит от слова «эжин», что означает «хозяин местности». По легендам, именно на Жиме в последний путь отправляли шаманов, молились, разводили ритуальные костры. Согласно некоторым рассказам, у подножия этой горы будто бы прикован цепью гигантский бессмертный медведь.
3. Мыс Хобой: разрушения и женщина в камне
Ещё одно сакральное место Ольхона – Хобой на северной оконечности острова. Крутой и острый, как клык, он изъеден ветрами, во многих местах – насквозь. Летом с воды получится увидеть «скрытый» образ Хобоя: сбоку с определённого ракурса мыс напоминает женский профиль. Согласно бурятским верованиям, это не игра воображения, а и правда окаменевшая девушка. Якобы боги превратили ту в камень, когда увидели, что она завидует мужу, который получил от богов дворец. Летом на камнях у подножия Хобоя устраивают лежбище байкальские нерпы. И это точно один из поводов там побывать.
4. Мыс Рытый: гнев духов и нераскрытые тайны
По поверью бурят, духи до сих пор не покинули это место. Сейчас мыс — часть Байкало-Ленского заповедника. Жители стараются не высаживаться тут на берег, даже получив разрешение, и лишний раз не входить в ущелье, где протекает река Ритá — про себя называют его проклятым. В древности до того, как сюда отправиться, путники обязательно останавливались в ближайших деревнях и узнавали, нет ли покойников. Если ответ был положительным, люди не шли дальше как минимум три последующих дня: слишком истончалась граница между миром живых и ушедших, и путешествие по мысу становилось крайне опасным. В некоторые места на Рытом, который врезается в воды Байкала, словно острый клинок, путь нешаманам был закрыт. В ущелье на территории вовсе осмеливались пройти только служители, и то — лишь до точки, где из скал ещё росли кедры. Заговорив о Рытом приготовьтесь услышать истории про древний исчезнувший город — якобы, это от него осталась каменная гряда — о повышенном радиоактивном фоне на этих землях, самых суровых духах, таинственных вспышках и чуть ли не НЛО.
5. Шаман-камень: любовь Ангары и гнев Байкала
Среди сакральных мест, которые вовсе не пользуются дурной славой, особенно значима небольшая скала, которая стоит у истоков реки Ангары. В хорошую погоду над водой Шаман-камень возвышается на 1.5 – 2 метра, но вода скрывает от глаз куда более внушительный скальный массив. По легендам, этот валун старик Байкал бросил, пытаясь задержать свою дочь Ангару, сбежавшую к Енисею. В народе ходили слухи, что скала, к тому же, место обитания бурятского бога Ама Сагаан нойон — хозяина реки. В народном сознании значение камня было таким большим, что его и пользовали как «детектор лжи»: привязывали к преступников и смотрели, сгинет ли он в водах. Если да, значит – наказан богами. В советское время Шаман-камня могло и не стать: при строительстве Иркутской ГЭС была озвучена идея взорвать скалу, пробить в ней тоннель и «спустить» Байкал на несколько метров ниже существующего уровня. Доказать, что от этого погибнут сотни видов и случится экологическая катастрофа, сумели в последний момент.
Уже три сезона мы ездили на байкальские регаты, и до сих пор не устали слушать истории о древности и духах и не узнали все тайны. Их там — десятки. Вот собираемся снова — в летнем сезоне будет четыре экспедиции. Узнавать Байкал собираемся с 1 по 10 июля, с 8 по 17 июля, с 15 по 24 июля и с 23 июля по 3 августа.